Восприятие пространства: понятие, особенности, процесс

Восприятие пространства — процесс, посредством которого люди и другие организмы осознают относительное положение своих собственных тел и объектов вокруг них.

Восприятие пространства обеспечивает определением глубины и расстояния, которые важны для движения и ориентации в окружающей среде.

Человеческие существа интересовались восприятием объектов в пространстве с древности. В Древней Греции считалось, что объекты можно видеть, потому что они излучают то, что, как предполагалось, представляет собой непрерывную серию чрезвычайно тонких «мембран» в их собственном изображении; они падали на глаз и сливались с воспринимаемой картиной.

Столетия экспериментальных исследований привели к более разумной концепции, в которой пространство было описано в терминах трех измерений или плоскостей: высота (вертикальная плоскость), ширина (горизонтальная плоскость) и глубина (сагиттальная плоскость). Все эти плоскости пересекаются под прямым углом, и их единственная ось пересечения определяется как находящаяся в воспринимаемом трехмерном пространстве, то есть в «глазу» воспринимающего индивида.

Люди обычно не воспринимают бинокулярное пространство (отдельный визуальный мир от каждого глаза), но вместо этого видят так называемое циклопическое пространство, как будто изображения из каждого глаза сливаются, образуя единое поле зрения, похожее на поле зрения циклопа.

Горизонтальная, вертикальная и сагиттальная плоскости делят пространство на различные сектора: что-то воспринимается как «выше» или «ниже» (горизонтальная плоскость), как «перед» или «позади» (вертикальная плоскость) или как «направо» или «налево» (сагиттальной плоскости).

Общие соображения

Ранняя теория, выдвинутая англиканским епископом Джорджем Беркли в начале 18-го века, заключалась в том, что третье измерение (глубина) не может быть непосредственно воспринято глазами, потому что изображение на сетчатке любого объекта является двумерным. Он считал, что способность иметь визуальный опыт глубины не является врожденным, а может быть результатом только логического вывода, основанного на эмпирическом обучении с использованием других чувств, таких как осязание.

Хотя современные исследования не подтверждают акцент Беркли на разуме как на центральном элементе восприятия, но все еще включают как нативистские (врожденные), так и эмпирические (изученные на опыте) соображения.

Изучение перцептивного обучения быстро развивалось во второй половине 19-го века и еще более быстро в течение 20-го. Многие психологи, занимающиеся перцептивной функцией, считают, что изучение восприятия пространства быстро становится самостоятельной отраслью психологии.

Эта специальная область в психологии концентрируется на факторах, способствующих воспринимаемой организации объектов в пространстве (например, на подсказках к восприятию глубины, движению, форме, цвету и их взаимодействиям), или останавливается на особенно интересных особых проблемах, таких как проблема восприятия амодального характера (например, вопрос о том, как воспринимать куб у шести сторон, хотя в одно время можно увидеть только три из них).

Изображение Куб

Исследование восприятия пространства

Исследование восприятия пространства также дает представление о том, как поведение восприятия помогает ориентировать человека в окружающей среде.

В частности, ориентация в пространстве обычно отражает стремление человека (например, искать еду или избегать травм). Однако люди не могут ориентироваться в своей среде, если только информация об окружающей среде, поступающая к ним через различные органы чувств, не дает восприятия пространства, соответствующего их физической «реальности». Такое восприятие называется истинным восприятием — непосредственным восприятием стимулов.

Без определенной степени достоверности в отношении физического пространства нельзя искать пищу, убегать от врагов или даже общаться.

Веричное восприятие также заставляет человека испытывать изменение стимулов, как если бы они были стабильными: даже если сенсорный образ приближающегося тигра становится больше, например, можно почувствовать, что размер животного остается неизменным. Другими словами, человек воспринимает объекты в окружающей среде как имеющие относительно постоянные характеристики (по размеру, цвету и т. д.), несмотря на значительные различия в условиях стимула.

Первичные гравитационные эффекты

Однако не все восприятие пространства является правдоподобным; вместо этого восприятие может не соответствовать действительности — часто каким-то систематическим образом. Это случаи невериального восприятия.

Эксперименты показали, что три основные пространственные плоскости (горизонтальная, вертикальная и сагиттальная) доминируют в способности человека локализовать визуальные объекты в близлежащем пространстве. Часто объекты могут восприниматься как лежащие ближе к этим основным измерениям или плоскостям, чем они есть на самом деле. (Часть объяснения этих перцептивных расхождений в визуальном опыте может заключаться в силе гравитации.)

Невериальные восприятия не порождают хаос в восприятии пространства. Вместо этого они проясняют воспринимаемые характеристики окружающего пространства. Если бы вся масса сенсорной информации, доступной в данный момент, воспринималась достоверно, поток данных мог бы сбить с толку воспринимающего до точки дезориентации. Другими словами, определенная степень избирательности в восприятии, по-видимому, определяет выживаемость человека.

В идеале информация об окружающей среде воспринимается только в том случае, если она соответствует целям, потребностям или физиологическому состоянию человека в данный момент.

Визуальные факторы в восприятии пространства

При случайном рассмотрении можно сделать вывод, что восприятие пространства основано исключительно на видении. Однако после более тщательного изучения это так называемое зрительное пространство дополняется восприятием посредством сигналов, основанных на слуховых ощущениях (чувство слуха), кинестетических (чувство движения тела), обонятельных (обоняние) и вкусовых ощущений (чувство вкуса).

чувства человекаПространственные сигналы, такие как вестибулярные стимулы (чувство равновесия) и другие способы восприятия ориентации тела, также способствуют восприятию. Ни один сигнал не воспринимается независимо от другого; на самом деле, экспериментальные данные показывают, что эти ощущения объединяются, чтобы произвести единые перцептивные переживания.

Несмотря на весь этот сенсорный вклад, большинство людей получают большую часть информации об окружающей среде через зрение, в то время баланс или равновесие (вестибулярный смысл), очевидно, занимает второе место по важности. Например, в состоянии полной темноты ориентация человека в пространстве зависит главным образом от сенсорных данных, полученных из вестибулярных стимулов.

Зрение — это чувство расстояния

Зрительные стимулы, скорее всего, доминируют в восприятии человеком пространства, потому что зрение — это чувство расстояния; оно может предоставлять информацию из чрезвычайно отдаленных точек окружающей среды, например звездам.

Слух также помогает ощущению расстояния как и запах, хотя пространство, которое они охватывают, значительно более ограничено, чем пространство зрения. Все другие чувства, такие как осязание и вкус, обычно считаются проксимальными, потому что они обычно передают информацию об элементах, которые вступают в непосредственный контакт с человеком.

Глаз работает по аналогичным принципам. Хотя это грубое сравнение, можно рассматривать сетчатку (заднюю поверхность внутренней части глаза) как пленку в камере; объектив (внутри глаза) аналогичен одиночному объективу камеры. Как и в камере портретного фотографа, изображение проецируемое из окружающей среды на сетчатку, переворачивается вверх ногами.

Изображение перевернутое изображениеОднако воспринимающий не испытывает пространства, перевернутого с ног на голову. Точная природа этих механизмов остается недостаточно понятной, но процесс восприятия, по-видимому, включает как минимум две инверсии: одну (оптическую) инверсию изображения на сетчатке и другую (перцептивную) инверсию, связанную с нервными импульсами в зрительных тканях мозга.

Исследования показывают, что человек может адаптироваться к новому набору визуальных стимулов, которые значительно отличаются от ранее изученных. Эксперименты проводились с людьми, которым давали очки и которые изменяют размеры изображений справа налево или вверх

Сначала субъекты становятся дезориентированными, но, после того как они носят искажающие очки в течение значительного периода времени, они учатся правильно справляться с пространством, переориентируясь на окружающую среду, пока объекты снова не будут восприняты. Процесс меняет направление, когда очки сняты. Сначала основные визуальные измерения кажутся субъекту обращенными, но через короткое время происходит другая адаптация, и субъект переориентируется на более ранние, хорошо выученные, нормальные визуальные сигналы и снова воспринимает окружающую среду как нормальную.

Взаимоотношения между чувствами

У людей развитие способности воспринимать пространство обычно зависит от взаимодействия чувств. К концу первого года ребенок начинает использовать руки, чтобы касаться и исследовать объекты. Поскольку зрение начинает функционировать эффективно в более позднее время, осязание ребенка на этой стадии развития очень чувствительно.

Роль, которую играют другие органы чувств (например, слух), по-видимому, не столь фундаментальна для восприятия у детей младшего возраста. Однако без видения или осязания большинство людей серьезно затрудняется в изучении детального, хорошо сформулированного восприятия пространства.

Даже слепым людям может быть трудно понять пространство только с помощью слуховых сигналов. Хорошо известно, что люди с полной сенсорной способностью учатся определять местонахождение источников звуков, с помощью как визуального, так и тактильного опыта.

Есть и более тонкие формы сенсорного взаимодействия: например, более точно поворачивать указатель к удаленному источнику звука, если указатель горит в тот момент, когда звучит звук. Это показывает, что одно чувство может быть привязано к другому как средство облегчения пространственного восприятия.

Вывод

Успех в ориентации — в движении эффективно и без происшествий в повседневных делах — является наивысшим, когда информация об окружающей среде доступна через максимально возможное количество чувств. Нарушения ориентации возникают, когда диапазон сенсорных стимулов, которые составляют обычную основу для восприятия пространства уменьшается. Когда зрительные сигналы резко снижаются для зрячих людей, они жалуются на дезориентацию.

По-видимому, узнав о систематических отношениях, которые существуют среди ряда одновременно доступных стимулов, люди могут более или менее правильно воспринимать расстояния.

Эксперименты показали, что расстояние (по глубине) между выбранными объектами на фотографиях наиболее точно оценивается, когда объекты были сняты в хорошо организованной среде — например, многие люди стоят на разном расстоянии от камеры. И наоборот, очень трудно сделать надежное суждение об относительной глубине двух вертикальных стержней, когда они представлены на фоне, где отсутствуют другие сигналы.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее