Сравнительная этика кратко

Сравнительная этика, также называемая «Описательная этика», эмпирическое (наблюдательное) изучение моральных убеждений и практики разных народов и культур в разных местах и временах.

Она направлена не только на разработку таких верований и практик, но и на их понимание, поскольку они обусловлены социальными, экономическими и географическими обстоятельствами.

Таким образом, сравнительная этика, в отличие от нормативной этики, является надлежащим предметом социальных наук (например, антропология, история, социология и психология).

Исследования

Эмпирические исследования показывают, что во всех обществах существуют моральные правила, которые предписывают или запрещают определенные виды действий, и что эти правила сопровождаются санкциями для обеспечения их соблюдения. Особый интерес в сравнительной этике представляют сходства и различия между нравственными практиками и убеждениями разных людей.

Это объясняется физическими и экономическими условиями, возможностями межкультурных контактов и силой унаследованных традиций, сталкивающихся с новыми социальными или технологическими проблемами.

Например, было отмечено, что практически в каждом обществе существуют устоявшиеся нормы, касающиеся таких вопросов, как организация семьи и индивидуальные обязанности, сексуальная активность, имущественные права, личное благосостояние, рассказывание правды и соблюдение обещаний, но не все общества развивали одни и те же нормы для этих различных аспектов человеческого поведения.

Разность моральных правил

Некоторые социологи концентрируют свое внимание на универсальности основных моральных правил, таких как те, которые запрещают убийство, воровство, неверность и инцест. Другие больше озабочены разнообразием моральных практик — например, моногамия против многоженства, забота о престарелых, против убийства, запрещение абортов.

Тогда возникает вопрос, является ли сходство или разнообразие более фундаментальным, поддерживает ли сходство обоснованность практики и поддерживает ли разнообразие релятивизм и скептицизм. Ясно, что консенсус всех народов в моральном мнении сам по себе не является обоснованным. С другой стороны, широко распространенное согласие может поддержать аргумент о том, что мораль коренится в человеческой природе, и, если человеческая природа в основном везде одинакова, это проявит сходство в значительной степени, включая мораль. Такие вопросы носят философский характер и выходят за рамки социальных наук, которые ограничены эмпирически проверяемыми обобщениями.

Другой вопрос касается развития морали. Поскольку это эмпирический вопрос, его следует отличать от вопроса о том, есть ли прогресс в морали. Ибо прогресс — это оценочный термин — будь то, например, моральные идеалы, практика цивилизованных народов, или и то, и другое, выше, чем у примитивных народов, — это вопрос морального суждения, а не социальной науки. Тем не менее, как социологи, так и философы-моралисты отмечают важные изменения, произошедшие в историческом развитии различных народов.

Читайте также:

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее