Казуистика: история, применение, методы

Казуистика в этике — метод рассуждений на основе случая.

Он особенно широко используется в областях профессиональной этики, таких как деловая этика и биоэтика.

Казуистика обычно использует общие принципы в рассуждениях аналогично от четких случаев, называемых парадигмами, до неприятных случаев. Подобные случаи рассматриваются аналогично. Таким образом, казуистика напоминает юридическое обоснование. Казуистика может также использовать авторитетные записи, относящиеся к конкретному случаю.

Практики в различных областях ценят казуистику как упорядоченный, но в то же время гибкий способ думать о реальных этических проблемах. Казуистика может быть особенно полезна, когда ценности или правила конфликтуют. Например, что следует делать, когда обязанность руководителя предприятия соответствовать ожиданиям клиента сталкивается с профессиональной обязанностью защищать общественность?

Казуистика также помогает прояснить случаи, когда новые или сложные обстоятельства делают применение правил неясным. Должна ли электронная почта получать такую же защиту конфиденциальности, как и обычная почта? Если кто-то развивает идею, работая на одного работодателя, этично ли использовать эту идею, чтобы помочь последующему работодателю? Казуистика стремится осветить значение и моральное значение деталей в таких случаях и найти действенные решения.

История

Греческие и римские философы, еврейские раввины, христианские проповедники, учителя и исламские юристы являются одними из тех, кто использовал казуистику для решения реальных моральных головоломок. Римский оратор и философ Цицерон написал первый известный «справочник» о ситуациях, в которых обязанности кажутся противоречивыми.

Изображение Греческие и римские философыВ Европе в течение XVI и XVII веков члены иезуитского религиозного ордена Римско-католической церкви создали чрезвычайно развитую форму казуистики, которая стала известна как «высокая казуистика». Французский философ и математик 17 века Блез Паскаль критиковал злоупотребление казуистикой как изощренное оправдание. Вслед за критикой Паскаля казуистика приобрела дурную славу.

Рост профессиональной этики привел к возобновлению интереса к казуистике в начале 20-го века. Хотя современные казуисты признают потенциал корысти и других форм пристрастия к коррумпированной казуистике, многие авторы подтверждают ее полезность, помогая людям с различными убеждениями достигать выполнимых соглашений в сложных моральных случаях.

Применение казуистических рассуждений

Основные элементы казуистических рассуждений могут быть проиллюстрированы в следующем сценарии. Поставщик услуг по техническому обслуживанию посещает менеджера большого многоквартирного дома и демонстрирует преимущества перехода на энергосберегающие лампочки. Продавец добавляет: «У нас сейчас специальная акция. Каждый, кто заказывает 10 коробок с лампочками, получает бесплатное радио.»Этично ли для менеджера заказать 10 коробок и принять подарок?

Изображение Применение казуистических рассужденийКазуист может подойти к сценарию, определив его морально значимые черты. Эти функции могут включать стоимость подарка, качество продукта, предлагаемого для продажи, наличие аналогичных продуктов от других поставщиков по более низкой цене, а также сроки предложения подарка относительно времени решения менеджера о том, стоит ли покупать. Казуист может затем определить любые общепринятые правила или ценности, связанные с делом. В случае управляющего может быть правило: «Получите лучшее соотношение цены и качества владельца здания».

В этот момент казуист может искать аналогичные случаи парадигмы. Одна парадигма будет включать явно неприемлемый подарок, такой как дорогой предмет багажа, предлагаемый для рекламы дешевого продукта с завышенной ценой. Вторая парадигма будет включать в себя общепринятый подарок, например, недорогую шариковую ручку в знак признательности за покупку высококачественного продукта по конкурентоспособной цене.

Казуист сравнил бы случай управляющего зданием с двумя парадигмами. Более близкое сходство с парадигмой, включающей приемлемый подарок, может привести к разрешению менеджера принять радио. Более близкое сходство с противоположной парадигмой возражало бы против принятия радио.

Внимание Казуистики к деталям дел может помочь открыть ряд вариантов для тех, кто попал в этически мутные ситуации. В случае управляющего зданием, возможности могут включать требование скидки вместо радиоприемника, запрос о задержке для оценки продуктов конкурентов или просто отказ от радиоприемника. Затем будут обсуждены моральные и практические преимущества и недостатки вариантов.

При рассмотрении сложных вопросов, казуисты могут организовать и отсортировать множество дел, чтобы создать ресурс, называемый таксономией. Аналогично, рассматривая подобные случаи, казуисты используют таксономии для разработки общих руководящих принципов или политик.

Казуистика и другие этические методы

Казуистика отходит от этических подходов, которые дедуктивно работают от правил имеющие четкое применение при любых обстоятельствах. Казуистика учитывает правила, но начинается с моральных и практических особенностей каждого случая.

Казуистика также отклоняется от подходов к этике, которые основаны исключительно на хорошем характере или добродетельных мотивах. Вместо этого казуистика требует обдумывания того, как претворить в жизнь хороший характер и добродетельные мотивы.

Некоторые авторы классифицируют казуистику как подмножество прикладной этики или практической этики. Это та отрасль этики, которая связана с применением моральных норм к практическим проблемам. Другие ограничивают термин применяемая этика дедуктивным мышлением от принципов к случаям. Соответственно, эти авторы рассматривают казуистику как альтернативу прикладной этике.

Как и казуистика, «ситуационизм» или «ситуационная этика» фокусируется на случаях. Однако, в отличие от казуистики, ситуационизм не использует случаи парадигмы и рассматривает принципы как самое большее как руководство. Ситуационизм также отходит от казуистики, рассматривая обстоятельства как уникальные и изолированные, а не как непрерывные с более широким моральным опытом.

Читайте также:

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее