Древнеегипетская религия: значение и природа

Древнеегипетская религия — местные верования древнего Египта от преддинастических времен (4-е тысячелетие до н.э.) до исчезновения традиционной культуры в первых веках нашей эры.

Природа и значение

Египетские религиозные верования и обычаи были тесно связаны с египетским обществом исторического периода (ок. 3000 г. до н.э.). Хотя, вероятно, было много пережитков доисторического периода, они могут быть относительно незначительными для понимания в более поздние времена, потому что трансформация, которая установила египетское государство, создала новый контекст для религии.

Религиозные явления были настолько распространены, что не имело смысла рассматривать религию как единую целую систему. Тем не менее, религия должна рассматриваться на фоне потенциально нерелигиозной человеческой деятельности и ценностей. За более чем 3000 лет своего развития египетская религия претерпела значительные изменения в акцентах и практике, но во все периоды религия имела четкую последовательность в характере и стиле.

Неуместно узаконивать религию как состоящую только в культе богов. Религиозное поведение включало в себя контакт с мертвыми, такие практики, как гадание, оракулы и магию, которые в основном использовали божественные инструменты и ассоциации.

Существовали два основных очага публичной религии: царь и боги. Оба являются одними из наиболее характерных черт египетской цивилизации. Царь имел уникальный статус между человечеством и богами, участвовал в мире богов и построил великие, религиозно мотивированные погребальные памятники для своей загробной жизни. Египетские боги известны своим разнообразием форм, включая формы животных и смешанные формы с головой животного на теле человека.

Самыми важными божествами были бог солнца, который имел несколько имен и был связан со многими сверхъестественными существами в солнечном цикле по образцу чередования ночи и дня, также Осирис, бог мертвых и правитель подземного мира. Со своей супругой Изидой, Осирис стал доминирующим во многих контекстах в течение 1-го тысячелетия до н.э., когда поклонение богу солнца было в относительном упадке.

Египтяне считали, что вселенная включает в себя богов и современный мир, центром которого, конечно же, был Египет, и как окруженный царством беспорядка, из которого возник порядок и к которому он наконец вернется. Задача царя как главного героя человеческого общества состояла в том, чтобы сохранить благосклонность богов в поддержании порядка против беспорядков. Этот в конечном итоге пессимистический взгляд на вселенную был связан главным образом с богом солнца и солнечным циклом. Это сформировало мощную легитимацию царя и элиты в их задаче сохранения порядка.

Рамсес II
Рамсес II, совершающий подношение гору в Абу-Симбеле, в настоящее время находится в Асуан мухафаза (мухафаза), Южный Египет.

Несмотря на этот пессимизм, официальное представление о вселенной на памятниках было позитивным и оптимистичным, показывая царя и богов в вечной взаимности и гармонии. Этот подразумеваемый контраст подтвердил хрупкий порядок. Ограниченный характер памятников также имел основополагающее значение для системы приличия, которая определяла, что можно показать, каким образом это можно показать и в каком контексте.

Верования и обычаи остальных людей малоизвестны. Хотя нет оснований полагать, что между убеждениями элиты и убеждений других существовала радикальная противоположность, эту возможность нельзя исключать.

Источники и ограничения древних и современных знаний

Единственные обширные современные описания древнеегипетской культуры извне были сделаны классическими греческими и римскими писателями. Их работы включают много важных наблюдений о египетской религии, которая особенно интересовала писателей и которая до поздней античности принципиально не отличалась по типу от их собственных религий.

Геродот (5 век до н.э.) отметил, что египтяне были самыми религиозными людьми, потому что популярные религиозные обряды распространились в 1-м тысячелетии до н.э. К другим значительным классическим источникам относятся эссе Плутарха об Изиде и Осирисе (1-й век н.э.), в котором дается единственное известное связное повествование об их мифе, а также сочинения Апулея (2-й век н.э.) и другие о культе Изиды, распространившихся в Греко-Римский мир.

В других отношениях древний Египет был восстановлен археологически. Раскопки зданий позволили получить широкий спектр материалов: от крупных памятников до небольших предметов и текстов на скоропортящемся папирусе. Египетские памятники почти уникальны по количеству надписей; сохранилось огромное количество текстов и изображений религиозного содержания, особенно с конца 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры. Большая часть этого материала является религиозной или имеет религиозные корни.

Формальные культы главных божеств и царство мертвых гораздо лучше известны, чем повседневные религиозные действия, особенно те, которые происходят в городах и деревнях, очень немногие из которых были раскопаны. Отсутствие материала, основанного на религиозной практике большинства людей, само по себе является доказательством, свидетельствующим как о неравенстве общества, так и о возможности, подтвержденной другими фактами, о том, что религиозная жизнь многих людей не была сосредоточена на официальных культовых местах и главных храмах.

Многие официальные произведения искусства представляют стандартные концепции божественного мира и роли царя в этом мире. Многие религиозные свидетельства в то же время являются художественными и произведения искусства были жизненно важным делом престижа царя и элиты.

Смерть и загробный мир доминируют как в археологических данных, так и в популярных современных концепциях египетской религии. Это доминирование в значительной степени определяется ландшафтом страны, так как могилы были размещены в пустыне. Огромные ресурсы были потрачены на создание престижных захоронений для абсолютных правителей или богатых чиновников.

Кричащая мумия
«Кричащая мумия», вероятно, что принц Пентаур который пытался (вероятно успешно) убить своего отца-фараона Рамсеса III, теперь находится на всеобщем просмотре в Египетском музее

Гробницы содержали тщательно продуманные могилы, изображения «повседневной жизни» или реже, религиозных предметов, и некоторые тексты, предназначенные для того, чтобы помочь умершему обрести мир и процветать там. Тексты все чаще вкладывались в гробы и каменные саркофаги.

В некоторых царских гробницах содержались длинные отрывки из религиозных текстов, многие из которых взяты из контекста, не связанного с умерщвлением и следовательно, более ценны в качестве исходного материала.

Одной из важнейших областей, где религия выходила за узкие рамки, были этические инструкции, ставшие основным жанром египетской литературы. Они известны от Среднего царства (ок. 1900–1600 до н.э.) до римского периода (1 век н.э.).

Читайте также:

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее