Боги древнего Египта: значения и характер

Боги древнего Египта, населявшие ограниченную и в конечном итоге скоропортящуюся вселенную, различались по своей природе и возможностям.

Слово «нетер» («бог») описывает гораздо более широкий круг существ, чем божества монотеистических религий, включая то, что можно назвать демонами. Боги Египта не были ни всесильными, ни всезнающими. Их сила была неизмеримо выше, чем у людей, и они обладали способностью жить почти бесконечно, переживать смертельные раны, быть в более чем одном месте одновременно, воздействовать на людей видимым и невидимым образом и так далее.

Характеры богов

Большинство богов Египта, как правило, были доброжелательны, но на их благосклонность нельзя было рассчитывать. Некоторые божества, особенно такие богини, как Нейт, Сехмет и Мут, обладали сильно двойственными ролями. Бог Сет воплотил в себе беспорядочные аспекты упорядоченного мира, и в 1-м тысячелетии до н.э. он стал рассматриваться как враг, которого нужно было уничтожить.

Характеры богов не были четко определены. У большинства была принципиальная связь, такая как связь Ра с солнцем или богиня Хатор с женщинами, но было много общего, особенно среди ведущих божеств. В целом, чем более точно ограничен характер божества, тем менее могущественно этот божество.

Мин
Мин, рельеф на колонне Великого храма Амона в Карнаке в Фивах, Египет.

Все главные боги древнего Египта приобрели черты богов-создателей. Одна фигура может иметь много имен; среди богов Солнца наиболее важными были Хэпи (утренняя форма), Ра-Харахты (форма Ра, связанная с Гором) и Атум (старая, вечерняя форма). Существовали три основные «социальные» категории божеств: боги, богини и юные божества, в основном мужчины.

Божества имели основные проявления, и большинство из них были связаны с одним или несколькими видами животных. Для богов наиболее важными формами были сокол и бык, а для богинь — корова, кобра, стервятник и львица. Бараны были широко распространены, в то время как некоторые проявления были такими же скромными, как многоножка бога Сепы.

Некоторые боги были очень сильно связаны с конкретными животными — Себек с крокодилом, а Хепи с жуком-скарабеем. У Тота было два животных, ибис и бабуин. Животные могли выражать аспекты природы божества: некоторые богини были львицами в их более жестком настроении.

Группировки божеств

Количество божеств было велико и не было фиксированным. Появились новые, а некоторым перестали поклоняться. Божества были сгруппированы по-разному. Самая древняя из известных группировок — это эннеада, которая, вероятно, зарегистрирована в 3-й династии (ок. 2650–2575 гг. до н.э.).

Эннеады

Эннеады были группами из девяти божеств, девять из которых были «множественным числом» из трех (в Египте число три в целом символизировало множественность); не все эннеады состояли из девяти богов.

Основной эннеадой была Великая эннеада Гелиополя. Во главе его стоял бог солнца и создатель Ра или Ра-Атум, а затем Шу и Тефнут, божества воздуха и воды: Геб и Нут, представители земли и неба: Осирис, Изида, Сет и Нефтис. Эннеада исключала фигуру преемника Хоруса, сына Осириса, который важен для смысла мифа. Таким образом, Эннеада имеет вид группы, которая объединила существующие религиозные концепции, но была довольно произвольной и негибкой, возможно, из-за значения числа девять.

Огдоад

Другие числовые схемы упорядочения включали в себя Огдоад (группу из восьми богов): Гермополя, который до сотворения воплощал зарождающийся мир и состоял из четырех пар мужских и женских божеств с абстрактными именами, такими как Тьма, Отсутствие и Бесконечность. Главный бог Амон, чье имя может означать «Тот, кто скрыт», часто был одним из огоадов со своей женщиной, Амаунет.

Триада

Бес
Бес, каменный рельеф в храме Хатхор, Дандара, Египет.

Наиболее распространенной группировкой, в основном в Новом Царстве и позже, была триада. Архетипическая триада Осириса, Изиды и Гора демонстрирует нормальный образ бога и богини с юным божеством, обычно мужским. Таким образом, триада, которой поклонялись в храме греко-римского периода в Kawm Umbu (Ком Омбо), состояла из Haroeris («старший Гор»), богини Ценетнофрет («идеальный компаньон») и юного бога Пнебтави. Последнее имя, которое является эпитетом царей Егимта, показательно, потому что юные боги имели много атрибутов царей. Как показывает этот случай, триады напоминают минимальную нуклеарную семью, но божества редко были супругами. Понятие множественности и объединение основных типов божеств, возможно, было столь же важным для триад, как и семейная аналогия.

Синкретизм

Другим важным упорядочением божеств был синкретизм, термин, имеющий особое значение для египетской религии. Два или более имени богов часто объединялись, чтобы сформировать сложную идентичность; многие комбинации включали имя Ра. Яркими примерами являются Амон-Ра, слияние Амон и Ра, и Осирис-Апис, слияние Осирис с Апис. Хотя составные формы, такие как Амон-Ра, стали основными личностями некоторых богов. Частично, эти синкретизмы выражали идею Амона в его аспекте как Ра: таким образом, они были аналогичны множественным проявлениям отдельных божеств. Благодаря синкретизму многие основные божества стали больше похожи друг на друга.

Читайте также:

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее