Христианская этика: от Нового Завета к схоластике

Христиане признают не только обязанность провозглашать Евангелие, исповедовать веру и поклоняться Богу, но и жить всей жизнью в соответствии с волей Бога.

Быть народом Божьим означает следовать Божьему закону, что означает идти по пути истины (Псалом 25: 4–5; 86:11) и повиноваться ему (Римлянам 2: 8; Галатам 5: 7; 1 Петра 1:22; 3 Иоанна 3-4).

Две заповеди действуют хорошо: любить Бога и любить ближнего (Матфея 22: 37–39). «Жить в любви» означает жить в Боге, который есть и истина, и любовь (1 Иоанна).

Корень христианской этики

Исторически христианское этическое учение имело два библейских корня: Десять заповедей (Исход 20: 1–17; Второзаконие 5: 6–21) и Нагорная проповедь (Матфея 5–7). Акцент на один или другой менялся во времени и пространстве.

Десятисловие, как иногда называют Десять заповедей, остается в силе для христиан, хотя основа — завет между Богом и Его избранным народом, была расширена, согласно христианской вере, искупительной жертве Иисуса Христа — движение, отраженное в перенос главного еженедельного «святого дня» с субботы (Исход 20: 8–11; Второзаконие 6: 12–15) на воскресенье, день Воскресения Господня, когда христианская община собирается праздновать новый завет.

«Вторая таблица» Закона — почитание родителей и отказ от убийств, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и вожделения — была признана христианами универсальной для применения, основа «естественного закона», распространяющегося за пределы общины, которая получила Божье «особое откровение».

В этом отношении закон функционирует, по крайней мере, для того, чтобы оберегать общество от самых страшных разрушительных действий греха, пока проповедь Евангелия не достигнет своего полного диапазона и конечной цели.

Исполнение закона

В Нагорной проповеди Иисус радикализировал Закон, сделав, например, гнев убийственным, а вожделение похотливым (Матфея 5: 21–22, 27–28) и призывая своих учеников быть «совершенными, так как ваш Небесный Отец совершенен (Матфея 5:48). В (Матфея 5: 1–12), благословениях, которые Иисус дал в Нагорной проповеди, он объявил, что качества и силы грядущего Царства Божьего были доступны его последователям таким образом, что они будут нести отличительное свидетельство о Боге перед миром (Матфея 5: 14–16).

Христиане верили, что избрать «трудный путь» (Матфея 7: 13–14) можно благодаря божественному дару Святого Духа (Луки 11: 9–13; ср. От Матфея 7: 7–12).

Послания Павла

В посланиях Павла указание на Евангелие и веру служит обоснованием императивов отношения и поведения. После изложения своих спасительных деяний во Христе в первых 11 главах Послания к Римлянам Павел утверждает: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Римлянам 12: 1–2)»

Христианское учение

Христианское этическое учение и практика являются неотъемлемой частью сообщества верующих и его жизни. В первые века определенные занятия считались несовместимыми с христианством.

Изображение: Христианское учениеСогласно Апостольской традиции, хранители борделей, проститутки, скульпторы, художники, хранители идолов, актеры, гладиаторы, солдаты, фокусники, астрологи и прорицатели не могли стать христианами. Моральное наставление было предоставлено по всему катехуменату, и многие патристические проповеди раскрывают этическое учение и наставления, практикуемые проповедниками на литургических собраниях.

Средневековая катехизация включала Декалог, Блаженства и списки добродетелей и пороков. Администрация сакраментального покаяния на регулярной основе служила формированию индивидуального характера и поведения.

Церковные правила

Много материала стало записано в церковных правилах, известных как каноническое право. В то время как ранние христиане могли оказывать незначительное влияние на гражданских правителей или вообще не оказывать на него никакого влияния, «обращение Империи» при императорах IV века Константине и Феодосии позволило епископам высказаться о личных и политических делах императоров и в более широкой жизни общества. В христианском мире правовые системы утверждали основы христианского учения.

Современность

Современность привела к снижению непосредственной институциональной роли церквей в обществе, но рост демократии побудил церковных лидеров взять на себя потенциал в формировании государственной политики, стремясь направлять членов своих собственных церковных общин.

В римско-католической части это произошло на глобальном уровне благодаря так называемым «социальным энцикликам» пап от Льва XIII (Rerum novarum, 1891; «Новых вещей») до Иоанна XXIII (Pacem in terris, 1962; «Мир на Земле»), Павел VI (Populorum progressio, 1968;«Прогресс народов») и Иоанн Павел II (Laborem exercens, 1981;«Через труд» и Centesimus annus, 1991;«100-й год»).

Протестантские конфессии обычно делали заявления и инициировали программы через свои национальные или международные ассамблеи и агентства. Всемирный совет церквей, сообщество христианских церквей, основанное в 1948 году, сформулировал то, что иногда называли «средними аксиомами» (например, понятие «ответственного общества» или «справедливости, мира и сохранения творения»), которое были задуманы как точка соприкосновения, на которой христиане и светские люди могли встречаться для размышлений и действий.

Мораль

Богословская проблема заключается в переходе от истории спасения в ее самых широких терминах (послание Евангелия и содержание веры, в сжатой и всеобъемлющей форме) к ее принятию в конкретных вопросах и случаях. Например, иногда считается, что определенные действия просто противоречат воле и цели Бога для человечества и следовательно, всегда морально неправильны. Тем не менее, существует также мнение, что обстоятельства могут так сильно повлиять на дела, что добро может по-разному трактоваться в разных ситуациях.

Трудности, которые сопровождают переход от общего принципа к конкретной дисциплине, проиллюстрированы в докладе англиканско-римско-католической международной комиссии «Жизнь во Христе: нравственность, причастие и церковь» (1994). Там утверждается, что «англиканцы и католики вытекают из Писания и традиции одного и того же управляющего взгляда на природу и судьбу человечества разделяют одни и те же фундаментальные моральные ценности».

Разногласия по таким вопросам, как «аборт и осуществление гомосексуальных отношений» отводятся до уровня «пастырского суждения», без учета промежуточных процессов, которые могут позволить развиваться существенным различиям.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее