Биоэтика: принципы, философия и проблемы

Этические вопросы, поднятые абортами и эвтаназией, являются частью предмета биоэтики, которая занимается этическими аспектами новых разработок в медицине и биологии.

По своей сути, междисциплинарная по своему охвату, область извлекает выгоду из вклада профессионалов вне философии включая врачей, юристов, ученых и богословов.

С конца 20 века во многих странах были созданы центры исследований в области биоэтики, а медицинские школы включили в свои учебные программы обсуждение этических вопросов в медицине. Правительства стремились получить руководящие указания при разработке государственной политики в особо спорных областях биоэтики путем назначения специальных комитетов для предоставления этических консультаций.

Принципы биоэтики

Несколько ключевых моментов проходят через темы, охватываемые биоэтикой. Один из них заключается в том, может ли качество человеческой жизни быть причиной ее прекращения или принятия решения не предпринимать шагов для ее продления.

Поскольку медицина теперь может поддерживать жизнь детей с тяжелыми формами инвалидности, которые в противном случае умерли бы вскоре после рождения, педиатры регулярно сталкиваются с этим вопросом.

Главный спор разразился в Соединенных Штатах в 1982 году, когда врач согласился следовать пожеланиям родителей ребенка с синдромом Дауна не проводя операцию, необходимую для спасения жизни ребенка. Решение доктора было поддержано Верховным судом и ребенок умер, прежде чем апелляция могла быть подана в Верховный суд США.

Последующее обсуждение и правила, впоследствии обнародованные администрацией президента Рональда Рейгана, сделали менее вероятным, что в Соединенных Штатах ребенку с синдромом Дауна будет отказано в медицинской возможности спасательная хирургия, но в других странах к таким случаям относились по-разному. Кроме того, практически во всех странах существуют ситуации, когда врачи, исходя из соображений качества жизни, принимают решение не поддерживать жизнь ребенка с крайне плохими перспективами.

Даже те, кто защищал учение о святости всей человеческой жизни, не всегда настаивали на том, чтобы врачи использовали экстраординарные средства для ее продления. Но различие между обычными и экстраординарными средствами, подобно различию между действиями и упущениями, было проблематичным. Критики утверждали, что желания пациента или, если они не могут быть установлены, качество жизни пациента обеспечивает более релевантную основу для решения, чем характер используемых средств.

Эксперименты с людьми

Еще одна центральная тема-автономия пациентов. Этот вопрос возник не только в связи с добровольной эвтаназией, но и в области человеческих экспериментов. Было принято общее решение о том, что пациенты должны давать информированное согласие на любые экспериментальные процедуры, проводимые в отношении них.

Но сколько информации они должны дать? Проблема была особенно острой в случае случайно контролируемых испытаний, которые требуют, чтобы пациенты согласились на курсы лечения, которые могут полностью состоять из плацебо.

Когда в развивающихся странах проводились эксперименты на людях, трудности и потенциал неэтичной практики еще более возрастали. В 2000 году Всемирная Медицинская Ассоциация, отвечая на сообщения о злоупотреблениях, пересмотрела свою Хельсинкскую декларацию, в которой излагаются этические принципы, которые должны регулировать медицинские исследования с участием людей.

Распределение медицинских ресурсов стало вопросом жизни и смерти в конце 1940-х годов, когда больницы впервые получили диализные аппараты и должны были выбрать, кому из их пациентов, страдающих от болезни почек, будет разрешено их использовать. Некоторые биоэтики утверждали, что решение должно приниматься на основе принципа “первым пришел, первым обслужен”, тогда как другие считали очевидным, что предпочтение следует отдавать более молодым пациентам или пациентам с иждивенцами.

Хотя машины диализа больше не настолько редки, доступность различных других экзотических, дорогих спасательных методов ограничена. Следовательно, поиск рациональных принципов распределения продолжается. Эта проблема была особенно сложной в России, где доступ к таким методам часто зависел от деловых решений частных медицинских страховых компаний.

Проблемы биоэтики

Дальнейшие достижения в биологии и медицине породили новые проблемы биоэтики, некоторые из которых получили значительное общественное внимание. В 1978 году рождение первого человека, зачатого вне человеческого тела, вызвало дебаты о морали экстракорпорального оплодотворения. Вскоре возникли вопросы о замораживании человеческих эмбрионов и о том, что с ними делать, если родители умрут.

суррогатное материнство в биоэтикеТакже возникли споры о практике суррогатного материнства, в котором женщина оплодотворяется спермой мужа бесплодной пары (или в некоторых случаях эмбрионом, оплодотворенным in vitro), а затем сдает полученного ребенка, обычно выполняя эту услугу за отдельную плату. Это отличается от продажи ребенка? Если да, то как? Если женщина, согласившаяся стать суррогатной матерью, передумает и решит оставить ребенка, следует ли ей это позволить?

Клонирование

С конца 1990-х годов самым спорным вопросом в биоэтике было клонирование. Первое успешное клонирование млекопитающего, овцы Долли, в 1996 году вызвало в общественном воображении тревожные видения армий идентичных человеческих клонов, и многие законодательные органы поспешили запретить репродуктивное клонирование людей.

Но реакция общественности была вызвана скорее невежеством и отвращением, чем размышлениями (которые популярные средства массовой информации не поощряли). Некоторые биоэтики предположили, что в свободном обществе нет веских причин—кроме риска того, что клонированный человек может страдать от генетических аномалий — для запрещения клонирования. Другие рассматривали клонирование как нарушение человеческого достоинства, поскольку это означало бы, что люди могут быть созданы другими людьми. Это возражение было решительно высказано биоэтиком Леоном Касом, который назвал эссе 1997 года “мудрость отвращения».

Генная инженерия

Кульминацией таких достижений в технике влияния на репродуктивную функцию человека будет овладение генной инженерией. Уже в конце 20-го века некоторые пары заплатили значительные суммы за яйцеклетки женщин с выдающимися результатами тестов. (В большинстве других стран оплата яйцеклеток или спермы была незаконной.

Пренатальное тестирование на генетические дефекты также было распространено, особенно у пожилых беременных женщин, многие из которых прервали беременность, когда был обнаружен дефект. Возможно, это будет самым сложным вопросом для этики в оставшейся части 21-го века.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее