Прикладная этика: проблемы и философия

Наиболее ярким событием в изучении этики с середины 1960—х годов стал рост интереса философов к практической или прикладной этике, т. е. применение нормативных этических теорий к практическим проблемам.

Это, по общему признанию, не совсем новый раздел психологии. Начиная с Платона, философы-моралисты занимались практическими вопросами, включая самоубийство, насильственное обращение с женщинами и надлежащее поведение государственных чиновников.

Христианские философы, особенно Августин и Аквинат с большой тщательностью исследовали вопросы, в каких случаях война справедлива, правильно ли говорить ложь и поступает ли христианская женщина неправильно совершая самоубийство, чтобы спасти себя от изнасилования.

Британские утилитаристы были очень озабочены практическими проблемами; они действительно считали социальную реформу целью своей философии. Таким образом, Бентам писал о избирательной и тюремной реформе и правах животных, а Милль обсуждал проблему вмешиваться власти в свободу своих граждан, о положении женщин, смертной казни и право одного государства вторгаться в другое.

Тем не менее, в течение первых шести десятилетий 20—го века философы-моралисты в значительной степени пренебрегали прикладной этикой. Наиболее заметное исключение, Бертран Рассел (1872-1970), рассматривал свои труды по этическим темам как в значительной степени отдельные от философской работы и не пытался развивать свои этические взгляды каким-либо систематическим или строгим образом.

Обсуждение практических вопросов

Господствующее мнение того периода состояло в том, что моральная философия совершенно отделена от “морализации” — задачи, которую проповедникам лучше оставить. Обычно не рассматривалось, могут ли философы-моралисты, не просто проповедуя, внести эффективный вклад в обсуждение практических вопросов, связанных со сложными этическими вопросами.

Значение такой работы стало широко признаваться только в 1960-е годы, когда впервые в США началось движение за гражданские права, а впоследствии и война во Вьетнаме и рост студенческой политической активности начал вовлекать философов в обсуждение этических вопросов равенства, справедливости, войны и гражданского неповиновения.

Прикладная этика вскоре стала частью учебной программы по философии большинства университетов разных стран. Здесь нельзя сделать более чем краткого упоминания некоторых основных областей прикладной этики и указать на те вопросы, которые они поднимают.

Равенство в прикладной этике

Поскольку большая часть раннего импульса к возрождению прикладной этики 20-го века исходила от движения за гражданские права США, такие темы, как равенство, права человека и справедливость, были заметны с самого начала.

Прикладная этика: проблемы и философияПервоначально основное внимание уделялось расовому и сексуальному равенству. Поскольку был достигнут консенсус в отношении того, что прямая дискриминация в отношении женщин и членов групп расовых меньшинств (особенно афроамериканцев) является неправильной, центр внимания вскоре переключился на обратную дискриминацию — приемлемо ли отдавать предпочтение женщинам и членам групп расовых меньшинств для трудоустройства и поступления в университеты и колледжи, поскольку в прошлом они подвергались дискриминации?

Неравенство между полами было еще одним предметом обсуждения на ранней стадии. Означает ли что равенство — это прекращение всех различий в половых ролях или может быть одинаковый статус для разных ролей? Шла оживленная дискуссия как между феминистками и их оппонентами, так и между самими феминистками о том, каким будет общество без сексуального неравенства. Феминистские философы были также вовлечены в дебаты об абортах и о новых методах размножения. Эти темы будут рассмотрены ниже отдельно.

До конца 20-го века большинство философских дискуссий о справедливости и равенстве ограничивалось одним обществом. Даже Теория справедливости Роулса, например, не имела ничего общего с распределением богатства между обществами, что могло бы значительно затруднить принятие его принципа.

В 1990-х философы начали задумываться о моральных последствиях из огромного неравенства в богатстве между ведущими промышленно-развитыми странами и странами развивающегося мира, некоторые из которых страдают от широко распространенного голода и болезней. Какие обязательства, если таковые имеются, несут граждане богатых стран перед теми, кто голодает? Жить богато и позволить умереть другим?

«Наша иллюзия невинности» (1996) американский философ Питер Унгер привел убедительные доводы в пользу того, что любой человек с разумными средствами, который пренебрегает отправкой денег организациям, работающим над сокращением глобальной бедности, тем самым делает что-то очень серьезное неправильно. Рожденный в Германии философ Томас Погге (Thomas Pogge) утверждал, что богатые страны несут ответственность за увеличение бедности развивающихся стран и таким образом, за то, что они ежегодно вызывают миллионы смертей.

Животные в прикладной этике

В начале 1970-х годов группа молодых философов из Оксфорда начала подвергать сомнению предположение о том, что моральный статус животных автоматически уступает моральному статусу людей, а также вывод из него, что для людей морально допустимо использовать животных в качестве пищи, даже в условиях, когда они могли бы хорошо и эффективно питаться.

Изображение: животные и человекБольшинство философских работ по вопросу о правах животных выступали за радикальные изменения в том, как люди относятся к животным. Британский философ Питер Каррутерс утверждал, что люди имеют моральные обязательства только перед теми существами, которые могут участвовать в гипотетическом социальном контакте.

Очевидная трудность такого подхода: если человечество не имеет обязательств перед животными, то оно также не имеет обязательств перед меньшинством людей с серьезными интеллектуальными недостатками или перед будущими поколениями людей, поскольку они тоже не могут ответить взаимностью.

Другой британский философ, Роджер Скрутон, поддерживал как благосостояние животных, так и право человека на использование животных, по крайней мере в обстоятельствах, которые влекли за собой некоторую выгоду.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее