Психологический гедонизм: кратко о теории

Психологический гедонизм в философской психологии — представление что вся человеческая деятельность мотивируется стремлением к удовольствию и избеганию боли.

Гедонизм поддержали различные выдающиеся мыслители, включая Эпикура, Джереми Бентама и Джона Стюарта Милля. Важные обсуждения этого находятся в работах Платона, Аристотеля, Джозефа Батлера и Генри Сиджвик.

Что такое Психологический гедонизм

Поскольку его защитники предполагают, что агенты мотивированы только перспективой собственных удовольствий и страданий, психологический гедонизм является формой психологического эгоизма. Однако психологический эгоизм является более широким понятием, поскольку можно считать, что человеческие действия исключительно корыстны, не настаивая на том, что личный интерес всегда сводится к вопросам удовольствия и боли.

Психологический гедонизм логически отличается от утверждений о ценности желаний. Таким образом, он отличается от аксиологического или нормативного гедонизма, представления о том, что только удовольствие имеет внутреннюю ценность, и от этического гедонизма — представления о том, что действия, приносящие удовольствие, являются морально правильными.

Психологические гедонисты склонны очень широко истолковывать «удовольствие», включают все положительные чувства или переживания, такие как радость, удовлетворение, экстаз, удовлетворенность, блаженство и так далее. Аналогично, под «болью» понимают все негативные чувства или переживания — боль, дискомфорт, страх, вина, беспокойство, сожаление.

Однако даже при широком понимании удовольствия и боли неправдоподобно думать, что все действия успешно приносят удовольствие или уменьшают боль. Люди часто ошибаются в отношении того, чем достигнуть этих результатов, и в некоторых случаях стремление к удовольствию на самом деле контрпродуктивно (так называемый парадокс гедонизма). Следовательно, психологический гедонизм выдвигается как утверждение о том, во что верят агенты.

Гедонисты склонны считать, что агенты пытаются максимизировать свое чистое удовольствие от боли. Однако им не нужно отрицать, что агенты часто приносят пользу другим, поскольку тезис можно сохранить, считая, что действия, приносящие пользу другим, тем не менее являются гедонистически мотивированными. Гедонизм сам по себе нейтрален в отношении того, какие действия являются средством для удовольствия, а какие — приятными.

Изучение

Психологический гедонизм обычно защищается путем наблюдения за человеческим поведением вместе с неявной задачей найти альтернативные модели действий, которые были бы в равной степени объяснительными и в то же время не вписывались в гедонистический отчет.

Стандартные контрпримеры: солдат на поле битвы, который отдает свою жизнь ради спасения товарищей и жертв родителей за своих детей. Гедонисты обычно реагируют на такие примеры, переписывая явно альтруистические мотивы в гедонистически эгоистических терминах.

Например, можно сказать, что солдат действовал так, чтобы избегать раскаяния в течение жизни. Однако тот факт, что такие переопределения возможны, сам по себе не делает их правдоподобными. Гедонисты могут также настаивать на том, что попытка получить удовольствие или избежать боли — это просто часть мотивации чего-то. Этот шаг превращает то, что претендует на фактическое утверждение о человеческой мотивации, в тривиальную истину определения.

Источники:
Американская Психиатрическая Ассоциация: Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам » (DSM-IV). Ed. Массон, Барселона 1995 Года.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее