Психология: Определение, история, методы и факты

Психология — научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение человека и других животных.

Психология в целом делится на две части: профессия практиков и небольшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи их объединяют.

Содержание:

История развития психологии

Вклад в развитие психологии пришел из многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества могут лежать в основе различий темперамента.

Аристотель постулировал, что мозг является центром рационального человеческого разума, и в 17 веке Рене Декарт утверждал, что ум дает людям способность мыслить и осознавать: разум «решает», а тело выполняет решение.

Двумя фигурами, которые помогли создать психологию как формальную дисциплину и науку в 19 веке, были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. «Принципы психологии» Джеймса (1890) определили психологию как науку о психической жизни и дали проницательные обсуждения тем и проблем, которые предвосхитили большую часть исследовательской программы в области столетие спустя.

В течение первой половины 20-го века, бихевиоризм доминировал над большей частью академической психологии. В 1913 году Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основателей бихевиоризма, призвал опираться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии.

Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением как у низших животных, так и у людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения посредством классической обусловленности (основанной на исследованиях с собаками русского физиолога Ивана Павлова).

Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов

Бихевиоризм

Начиная с 1930-х годов, бихевиоризм процветал. Бихевиористы в университетских учреждениях проводили эксперименты в условиях, контролирующих обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби.

Скиннер и его последователи явно исключали умственную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекуляций. Их работа показала, что на социальное поведение легко влияют манипулирование конкретными непредвиденными обстоятельствами и изменение последствий или подкрепления (вознаграждений), к которым ведет поведение в различных ситуациях.

Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых эпизодах стимул-реакция. Аналогичным образом, широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен в процессе обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.

Фрейд и его последователи

Одновременно в любопытном сопоставлении психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные врачом, получившим образование в Вене, Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками — начиная с начала 20-го века и в течение многих десятилетий — подрывали традиционное представление о человеческой природе.

Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд

Фрейдистская теория сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его зачастую социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе человеческого поведения и психических заболеваний. Создание бессознательного сознания стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.

Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, является внешним осознанием, самообороной в своих побуждениях и неосознанной решимостью. Многое из этого также отражает конфликты, основанные в раннем детстве, которые разыгрываются в виде сложных, казалось бы, парадоксальных форм поведения и симптомов.

Его последователи подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, мотивации компетентности, способностей к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также сместили свое внимание на роли межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании. Они стали первыми в анализе этих процессов в клинических условиях.

Связь разума, мозга и поведения

В конце 20-го века были разработаны методы наблюдения за активностью живого мозга, которые позволили исследовать связи между тем, что делает мозг, и психологическими явлениями, открывая тем самым окно во взаимосвязь между разумом, мозгом и поведением.

Функционирование мозга делает возможным все, что человек творит, чувствует и знает. Чтобы исследовать активность мозга, функциональная магнитно-резонансная томография (МРТ) используется для измерения магнитных полей, создаваемых функционирующими нервными клетками в головном мозге, обнаруживая изменения в кровотоке.

разум и телоС помощью компьютеров эта информация может быть преобразована в изображения, которые фактически «освещают» количество активности в различных областях мозга, когда человек выполняет умственные задачи и испытывает различные виды восприятия, образов, мыслей и эмоций.

Таким образом, они позволяют сделать гораздо более точный и подробный анализ связей между активностью в мозге и психическим состоянием, которое человек испытывает, реагируя на различные типы раздражителей и генерируя разные мысли и эмоции. Они могут варьироваться, например, от мыслей и образов о том, чего человек боится, до тех, которые направлены на то, чего он жаждет больше всего.

Результатом этой технологии является виртуальная революция в работе, которая использует биологический уровень нейронной активности для решения вопросов, которые представляют основной интерес для психологов, работающих практически во всех областях дисциплины.

Социальная когнитивная неврология

Описанные выше достижения привели к развитию в первые годы 21-го века новой, очень популярной области: социальной когнитивной нейробиологии.

Эта междисциплинарная область задает вопросы по темам, традиционно интересным для социальных психологов, таким как восприятие человека, изменение отношения и регулирование эмоций.

Это достигается с помощью методов, традиционно используемых когнитивными нейробиологами, таких как функциональная визуализация мозга и нейропсихологический анализ пациентов. Интегрируя теории и методы своих родительских дисциплин, SCN пытается понять взаимодействие между социальным поведением, познанием и механизмами мозга.

Эпигенетика

Термин эпигенетика используется для описания динамического взаимодействия между генами и окружающей средой в ходе развития. Изучение эпигенетики подчеркивает сложный характер взаимосвязи между генетическим кодом или геномом организма и непосредственно наблюдаемыми физическими и психологическими проявлениями и поведением организма.

В современном использовании этот термин относится к попыткам объяснить индивидуальные различия в физических, а также поведенческих особенностях (например, агрессия) с точки зрения молекулярных механизмов, которые влияют на активность генов, по существу, включая некоторые гены и отключая другие.

Эпигенетическая регуляция активности генов играет критическую роль в процессе развития, влияя на психологические и поведенческие проявления организма. Таким образом, пока геном предоставляет возможности, среда определяет, какие гены активируются.

В начале 21-го века появились доказательства важной роли окружающей среды (например, в поведении матери с новорожденным) в формировании активности генов. Эпигенетические факторы могут служить критической биологической связью между переживаниями индивида и последующими индивидуальными различиями в мозге и поведении как внутри, так и между поколениями.

Эпигенетические исследования указывают на пути, посредством которых влияние на окружающую среду и психологические переживания могут трансформироваться и передаваться на биологическом уровне. Таким образом, он предоставляет еще один путь для все более глубокого анализа связей между разумом, мозгом и поведением на разных уровнях анализа, от психологического до биологического.

Развивающаяся сфера и структура психологии

Открытия и достижения психологии постоянно расширяют сферу ее применения и инструменты, меняя ее структуру и организацию. В течение большей части 20-го века психология состояла из множества специализированных подполей с небольшим количеством взаимосвязей. Они варьировались от клинической психологии до изучения индивидуальных различий личности, социальной психологии, индустриально-организационной психологии, психологии сообщества, экспериментального изучения таких базовых процессов, как память, мышление, восприятие и ощущение, поведение животных и физиологической психологии.

На крупных факультетах академической психологии список стал длиннее. Различные подполя, каждое со своей собственной историей и специализированной миссией, обычно объединялись в академические отделы, по сути, в свободную федерацию несвязанных дисциплин, каждая из которых имела свою собственную программу обучения и программу исследований.

В конце 20-го века эта ситуация начала меняться, отчасти благодаря быстрому росту достижений в когнитивной науке и социальной когнитивной нейробиологии, включая открытие новых методов изучения познания, эмоций, мозга и генетических воздействий на разум и поведение.

В первые годы XXI века психология стала все более интегрированной наукой на стыке или в центре различных дисциплин, от биологии, неврологии и экономики до социологии и антропологии.

Например, под влиянием теории принятия решений Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в условиях риска появились новые области, в том числе поведенческая экономика и принятие решений, которые часто преподаются психологами в бизнес-школах. Аналогичным образом, достижения в когнитивной нейробиологии привели к нейроэкономике.

В другом направлении углубляются связи между психологией и правом. Эта связь отразила новые открытия в психологии о природе социального поведения человека, а также ошибочность свидетельских показаний в судебных процессах и искажения в ретроспективной памяти.

Аналогичным образом, с признанием роли психических процессов и поведения по уходу за собой в поддержании здоровья возникли области поведенческой медицины и психологии здоровья. Эти подполя изучают связи между психологическими процессами, социальным поведением и здоровьем.

В то же время в психологии старые субдисциплинарные границы пересекались более свободно. Междисциплинарные команды часто работают над общей проблемой, используя различные методы и инструменты, которые опираются на различные уровни анализа, от социального до когнитивного и биологического.

Методы исследования

Инструменты и методы для различных целей

Ученые-психологи используют чрезвычайно широкий спектр разнообразных методов исследования для достижения своих конкретных целей. Для изучения вербального и невербального поведения и психических процессов у людей они включают:

  • вопросники
  • рейтинги
  • самоотчеты и тематические исследования
    тесты личности, отношения и интеллекта
  • дневниковые записи, непосредственное наблюдение и анализ поведения за пределами лаборатории

Разнообразные лабораторные тесты используются для изучения восприятия, внимания, памяти, принятия решений, самоконтроля, задержки удовлетворения и многих других зрительных, когнитивных и эмоциональных процессов на уровнях как сознательной, так и автоматической или бессознательной обработки информации.

Комплексные методы анализа данных

Удивительный рост вычислительной мощи, начавшийся в последние десятилетия 20-го века, трансформировал исследования в области методов анализа данных в психологии.

Стали доступны более гибкие и более мощные общие линейные модели и смешанные модели. Точно так же, для неэкспериментальных данных, множественный регрессионный анализ начал дополняться моделями структурных уравнений, которые учитывают цепочки и сети взаимосвязей и для анализа чрезвычайно сложных данных.

Доступность бесплатного, быстрого и гибкого программного обеспечения также начала менять обучение в области измерений.

Источники:
Американская Психиатрическая Ассоциация: Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам » (DSM-IV). Ed. Массон, Барселона 1995 Года.
Стоит МДЖ, Перальта V, Серрано JF. ?Новые перспективы в психопатологии расстройства шизофрения ? Анналы Системы здравоохранения России? 2001 Vol. 23; Suppl.
Стоит МДЖ, Перальта V, Оперетта В ?Нейропсихология и шизофрения? Анналы Системы Здравоохранения России? 2001 Vol 23; Suppl.
Либерман RP et al. ?Шизофрении и других психотических расстройств.PSA-R Самооценки и обновления на Ю?. 2000. pp 12-69.

Жмите кнопку «Поделиться» в соцсетях, чтобы не потерять информацию

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее