Теория социального дарвинизма: последователи концепции и роль в мировой истории

Социальный дарвинизм

Содержание:

Под социальным дарвинизмом принято воспринимать теории, которые появились и распространились в Европе, особенно в Англии, а также в США в 70-х годах позапрошлого столетия. Приверженцы этих теорий привнесли чисто биологические концепции животного мира в тогдашнее общество и политическую систему.

Теория социального дарвинизма

Во главу угла ставилась теория эволюции Дарвина, но в рамках выживания человеческого вида. В 1870 годах ее начали трактовать по своему — выжить должны только сильные, смелые и наиболее приспособленные люди. Теория эволюции начала применяться к человеку, как к биологическому виду, а естественный отбор среди рас, социальных групп и даже отдельно взятых людей воспринимался как должное.

На рубеже XIX и XX столетия в обществе преобладало сильное расслоение на богатых и бедных, имеющих максимальные права и абсолютно бесправных людей. Вследствие плохого качества жизни, недостатка пищи, заболеваний последних, количество представителей низших слоев населения начало резко сокращаться. С ними забывалось и уходило в историю культурное наследие, традиции, стиль жизни, которые никем не поддерживались и не пропагандировались.

В противовес этому некоторые люди объединялись в сильные группы, наподобие животных стай, для выживания. Они несли собственную культуру в широкие массы, проникали на руководящие должности, формировали так называемую новую элиту. В итоге, выражение «выживает сильнейший» стало применимо не только в животном мире, но и в человеческом роде.

теория социального дарвинизма

Приверженцы и критики теории

Перед могущественными странами с империалистическими целями стояла задача — захватить как можно больше территорий. Большие амбиции руководителей из социальных верхов да и простого населения нужно было подогреть новым «правильным» учением. Это сделал Герберт Спенсер — известный британский философ того времени. Он интерпретировал теорию Дарвина и запустил ее во все научные круга и особенно в политическую сферу, которая как слабый угасающий костер нуждалась в стакане керосина для большего воспламенения.

Тогда же появились и ярые критики теории. Палеонтолог и необычайный гуманист Стивен Джей Гулд первый высказался о презренности нового учения. По его словам, теория социального дарвинизма подкрепляла предполагаемую неполноценность рас и ставала фундаментом геноцида. Она легла в основу массовых этнических чисток даже среди равных по статусу слоев населения, прикрываясь социальной несправедливостью. Люди стали мучить и убивать себе подобных только потому, что не разделяли их ценностей и не проявляли терпимости к «другому» стилю жизни.

Конец XIX века ознаменовался многочисленными научными открытиями и прорывными для того времени технологиями. Практически все они были сделаны европейскими учеными — представителями белой расы, как тогда любили говорить последователи социального дарвинизма. Экономика начала развиваться быстрыми темпами, и это натолкнуло на мысль о несостоятельности других рас, об их низшем положении. Белые европейцы оказались более способными к выживанию, а значит им должно достаться больше ресурсов с правом управления другими народами и этническими группами. Естественный отбор в своем самом антигуманном проявлении.

Античеловеческое учение в период тотальных войн

Надвигалась эпоха тотального передела территорий и сфер влияния. Государства начинали готовиться к войне. Милитаризация и наращивание военной мощи провозгласили отсутствие любого экономического смысла в программах социальной поддержки малоимущим и обездоленным. По словам пропагандистов это шло вразрез естественным законам природы. Эти притянутые за уши аргументы «отбеляли» Холокост и массовое уничтожение целых этнических групп в нацистской Германии. Гитлер в своих пламенных речях то и дело употреблял эволюционные лозунги, которые находили отклики в рядах его последователей и целого германского народа.

Гитлер делал акцент на том, что народы, не обладающие достаточными средствами, развитыми технологиями и грубой физической силой, обречены на постепенное вымирание. Чтобы с этим не затягивать, им нужно просто «помочь». Стоит отметить, что сам Дарвин, будучи глубоко нравственным человеком, не пытался распространить свою теорию на существование человеческого общества. Он действовал исключительно в рамках природы и животных в ней.

концепция социального дарвинизма

Антигуманная концепция выживания

Концепция социального дарвинизма нашла свое продолжение в труде Томаса Мальтуса. Он утверждал, что в скором времени планета будет перенаселена. Человеческую расу ждет массовая катастрофа и неимоверный голод. Его работа под названием «Мальтузианская катастрофа» сделала индивида и мужчину в частности нуждающимся в борьбе за власть.

Она наделила его конкурентоспособностью и не позволяла растрачиваться и помогать бедным. Неевропейские народности провозглашались низшей ступенью эволюции. Интересно, что бы на это сказал Чарльз Дарвин, который говорил, что именно социальные инстинкты, наличие эмпатии и желание служить человеку позволяло животным быть счастливыми и ощущать моральное удовлетворение от предлагаемой ими помощи.

Распространение по миру:

Расистские нравоучения начали быстро распространяться среди милитаристских стран. Дискриминационная политика унижения и порабощения стала основой благополучия многих могущественных государств.

  1. В фашистской Германии активным пропагандистом нового течения стал Эрнст Геккель. Он проповедовал радикальные методы расизма, который постепенно перерос в нацизм. Его «арийская раса» не могла позволить сосуществование с другими «низшими» этническими группами, которые требовалось уничтожить.
  2. В США демонические способы обращения с людьми подхватил Уильям Грэм Саммер. Он поделил население на социальные классы и сделал вывод, что более высокий класс ничего не должен низшему. Любая помощь или предоставление ресурсов приведет страну к ослаблению и коллапсу.
  3. В Китае социолог Пан Гуандан призывал избавляться от слабых и бесполезных элементов ради нормального эволюционного процесса развития.

Негативные исторические события прошлых лет позволяют нам сделать более чем решительные выводы. Социальный дарвинизм привнес миру огромное количество бед: много войн, включая две мировых, колоссальное неравноправие и обделенность. С другой стороны милосердие, сострадание, взаимопомощь и другие моральные ценности стали незыблемой основой гармоничного существования общества.

Читайте также:

Поделиться ссылкой:

Комментарии
Загрузка...

Здравствуйте! Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Вы видите это сообщение во исполнение нами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Закрыть Читать далее