Для фармацевтических компаний обман – не новшество, еще с восьмидесятых годов они начали манипулировать фактами и обманывать потребителей в ходе агрессивной рекламы. Придумывались болезни, которых нет, а медикаменты получали новые показания к применению, при этом доказанного действия не наблюдалось.

В последние годы тактика не слишком изменилась, нас все так же обманывают, нередко распространяются слухи о появлении новых заболеваний, которым охотно верят. Медикаментам приписывается все более широкий спектр действия, а побочное влияние нередко скрывается.

Обман компанией GlaxoSmithKline

Не стоит думать, что обманывают только небольшие компании, GlaxoSmithKline относится к гигантам промышленности. Компанию поймали на обмане, а в ходе разбирательства ей пришлось выплатить впечатляющую сумму в качестве штрафа. Компания третья по величине (в мире), а случай уже назвали самым крупным надувательством.

Бренд продвигал Паксил, преподавая его, как антидепрессант для подростков, однако по действию он подходил только взрослым. «Безобидная» таблетка от застенчивости имела огромные побочные эффекты и являлась пароксетином. Позже стали известны случаи роста количества мыслей о суициде и самоубийств у группы детей, покупавшей препарат.

После закона об обязательной публикации исследований стало ясно следующее:

1. Веллбутрин от дисфункции и ожирения не имел доказанного действия.

2. Авандия от диабета увеличивала риски инфаркта миокарда.

И такая практика ведется по всему миру.

Что практикуют компании?

1. Продажу лекарств для патологий, которые они не лечат.

2. Подкуп врачей с целью предписания лечения препаратами компании. Торговая марка Пфайзер в 2009 выплатила 1,8 миллионов, поскольку 13 медикаментов рекламировались не объективно.

3. Продажу существующих лекарств с помощью манипуляций фактами. Big Pharma первой заплатила за такую практику.

4. Название стандартных состояний болезнями. В категорию может попасть что угодно, в том числе усталость, плохое настроение, менопауза, застенчивый нрав. Это называлось синдромом хронической усталости, астенией и так далее. Цель – продажа лекарств от таких «болезней».

5. Переупаковка лекарств. Известна практика продажи одного лекарства с разной рекламой, к примеру, перезапуск под другим названием, что позволяет продлевать патент и сохранять завышенную стоимость.

6. Некачественные исследования. Нередко негативные результаты не публикуют, а страшные последствия пишут как можно мельче, и настолько «грамотными» словами, что даже рак кажется не существенным.

7. Обман торговых представителей. Сокращенные презентации лекарств приводят к рассказам о плюсах лекарств, по статистике около половины агентов не говорят о побочном действии.

8. Принадлежность к различным центрам и компаниям. Нередко громкие названия оказываются простыми подставными компаниями.

Создавать новые лекарства дорого, поэтому фармацевтические компании идут более простым путем – подкупают, обманывают и недоговаривают покупателям. На фоне такого обмана продажа лекарств одного типа под разным названием и с большей стоимостью кажется невинной шалостью.

7 вещей, о которых не стоит лгать своему врачу