Столица ацтеков Теночтитлан

Столица ацтеков Теночтитлан

Теночтитлан был столицей ацтеков, который процветал между 1330 и 1521 годами. Он был построен на острове озера Тескоко, у него была система каналов и дамб, которые поставляли сотни тысяч людей, которые там жили.

Он был в значительной степени разрушен испанским конкистадором Эрнаном Кортесом после осады в 1521 году, и современный Мехико теперь находится на большей части его останков. В письме 1520 года, написанном королю Карлу I из Испании, Кортес описал город, в который он вскоре нападет:

Город такой же большой, как в Севилье или Кордове. Главные улицы очень широкие и очень прямые: некоторые из них находятся на земле, а остальные и все более мелкие — наполовину на суше, половина на каналах, где плавают их каноэ.

Он отметил богатство города, заявив, что у него отличная торговая площадка, где шестьдесят тысяч человек приходят каждый день, чтобы покупать и продавать … Ее товары включали украшения из золота и серебра, свинца, латуни, меди, олова, камней, костей и перьев.

столица Теночтитлан
Модель реконструированной столицы Теночтитлана показана в Национальном музее антропологии в Мехико.

В июне 2017 года официальные лица из Национального института антропологии и истории Мексики (INAH) объявили, что они обнаружили древний церемониальный суд и ацтекский храм, посвященный богу ветра Эхеаттл, оба из которых, вероятно использовались с 1481 года по 1519 год в Теночтитлане , в современном Мехико. Рядом с полем для игры в мяч, археологи обнаружили кости 30 младенцев и детей. Выводы были частью Программы городской археологии, в которой археологи раскрывают остатки разрушений Ацтекской столицы.

Город Теночтитлан

Согласно легенде, ацтекские люди покинули свой родной город Ацтлан почти 1000 лет назад. Ученые не знают, где Ацтлан, но по древним данным, одна из этих ацтекских групп, известная как Мексика, основала Теночтитлан в 1325 году.

Легенда гласит, что Уицилопочтли, бог войны, солнца и человеческих жертв, как говорят, направил ацтеков на поселение на острове. Он приказал своим священникам искать колючий кактус и строить храм в его честь. Они следовали порядку и нашли место на острове посреди озера — пишет антрополог из Мадрида в Мадриде Хосе Луис де Рохас в своей книге «Теночтитлан: столица ацтекской империи».

Де Рохас отмечает, что «ранние годы были трудными». Люди жили в хижинах, а храм для Уицилопочтли был изготовлен из скоропортящегося материала. Также вначале Теночтитлан находился под влиянием другого города под названием Аскапоцалько, которому они воздать должное.

Политическая нестабильность в Аскапоцалько в сочетании с союзом с городами Тескоко и Тлакопаном позволила правителю Теночтитлана Ицкоатль (правление 1428-1440) выйти из контроля Аскапоцалько и утвердить независимость города.

В течение следующих 80 лет территория, контролируемая Теночтитланом и его союзниками, выросла, и город стал центром новой империи. Дань, которая текла, сделала жителей (по крайней мере элиту) богатыми. «Ацтеки извлекли дань из подчиненных групп и распределяли завоеванные земли среди победителей, и богатство начало поступать в Теночтитлан», пишет де Рохас, отмечая, что это привело к быстрой иммиграции в город.

Сам город придет, чтобы похвастаться акведуком, который принес питьевую воду и большой храм, посвященный как Уицилопочтли (богу, который привел ацтеков на остров), так и Тлалоку, богу дождя и плодородия.

Социальная организация ацтеков

Социальная организация ацтеков были разделены на многочисленные клановые группы под названием calpulli (что означает «большой дом»), и они, в свою очередь, состояли из небольших кварталов. Обычно calpulli состоял из группы семейств macehaultin (простолюдинов), возглавляемых пилиптином (дворянами).

Fray Diego Durán, испанец, который жил в Мексике через несколько десятилетий после завоевания Кортеса, писал, что вождь Мотекухома (или Монтесума) I, который правил с 1440 по 1469 год, создал систему образования, в которой каждый район должен был иметь школу или храм для воспитания молодежи.

В этих местах они будут изучать религию и исправлять ее. Они должны совершать покаяние, вести тяжелую жизнь, жить со строгой моралью, практиковать военные действия, выполнять физическую работу, быстро, переносить дисциплинарные меры, извлекать кровь из разных частей тела и следить за ночью …

Еще одна особенность общества Теночтитлана заключалась в том, что у него была строгая система классов, одна из которых затрагивала одежду, которую носили люди, и даже размеры домов, которые им позволяли строить. Только великим дворянам и доблестным воинам предоставляется разрешение на строительство дома со второй историей; за неповиновение этому закону человек получает смертную казнь.

Среди людей, считающихся низшими классами, были носильщики, на которые опирался город. Отсутствие колесных транспортных средств и паковых животных означало, что товары города должны были быть привезены с помощью каноэ или человека. Выжившие изображения показывают носильщиков, несущих грузы на спине, с ремнем, закрепленным на лбу.

Торговля и валюта

Империя Теночтитлана выросла, так же как и ее торговля. Агилар-Морено пишет, что ключевым моментом в экономической истории города был захват близлежащего города Тлателолко в 1474. Он отмечает, что Тлателолко был торговым городом и что союз этих двух городов сделал город Теночтитлан — Тлателолко — экономическим и политическим центром Долины Мексики.

Вместо чеканившейся валюты люди обменялись товарами, используя какао-бобы для небольшой торговли, хлопковые одеяла для средней и перьевые покрытия с золотой пылью для крупной торговли.

Металлургия сыграла важную роль в экономике и обществе Теночтитлана. Металлургия теперь хорошо зарекомендовала себя для меди, серебра и золота; было достаточно металла, чтобы медь могла использоваться для сельского хозяйства и промышленных инструментов, а также для вооружения и ювелирных изделий.

Ацтекская письменность

Письменность, используемое людьми Теночтитлана и другими ацтекскими группами, было тем, что исследователи называют «изобразительным». Это означает, что она состоит преимущественно из фигурных образов, которые имеют некоторое сходство или визуальную связь с идеями, вещами, или действиями, которые они представляют, — пишет Элизабет Бун в своей книге «Истории в красном и черном: живописные истории ацтеков и микстеков». Однако она отмечает, что эта система письменности также содержит абстракции и другие знаки, которые были произвольно заданы определенными значениями не имеющими отношения к их подобию.

Ацтеки использовали эту систему письменности для создания «кодов», сделанных из коры фиговых деревьев. Сотни рукописей существовали во времена ацтеков. Все, кроме одиннадцати, исчезли с приходом европейцев. Большинство было уничтожено в костре, заказанном Хуан де Зумаррага в 1535 году, — пишет куратор Хьюстонского музея естествознания Дирк Ван Туйенхуут в своей книге «Ацтеки: новые перспективы». Он отмечает, что испанские священники возражали против религиозного содержания ацтеков в кодексах.

Темпло Майор

В центре города был священный район, окруженный стеной. Внутри района было более семидесяти зданий, и они были окружены стеной, украшенной изображениями змей, называемой coatepantli.

Темпло Майор

Археологи все еще пытаются точно определить, как выглядела эта священная область, и как она изменилась с течением времени, но ученые точно знают, что величайшая структура была местом, которое испанцы называли «Темпло Майор» (главный храм). Как упоминалось ранее, он был посвящен богам Уицилопочтли и Тлалок.

Стоя на высоте около 27 метров, величественная структура Темпло Майор состояла из двух ступенчатых пирамид, расположенных бок о бок на огромной платформе. Он доминировал как в Священном Доме, так и во всем городе.

Две длинные широкие лестницы Темпло Майор приводили к вершине памятника, где стояли два храма. Храмовые структуры над каждой пирамидой были посвящены и разместили образы двух важных божеств, — пишет Кинг.

Это было место, где выполнялись великие и ужасные ритуалы. Мы знаем о человеческих жертвоприношениях на вершине мемориала Темпло Майор, но это также была сцена атлетов и танцоров, изящно перемещающихся на платформах вокруг них.

Однако элемент человеческой жертвы не следует недооценивать. Серрато-Комб отмечает, что рядом с жрецом Темпло было два Цомпантли (черепа), более крупный на запад и меньший на севере.

Испанский рассказ о жертве гласит, что «первосвященник, который владел жертвенным ножом, ударял, затем рукой из полости которую он открыл вырвал все еще бьющееся сердце. Высоко подняв, как приношение солнцу …

Падение Теночтитлана

Майкл Смит, профессор Государственного университета Нью-Йорка в Олбани, отмечает, что, когда Кортес высадился в Мексике в 1519 году, его сначала приветствовали дары золота от правителя Теночтитлана Мотекухома (или Монтесумы) II. Возможно, вождь надеялся, что дары успокоят испанцев и заставят их уйти, но это имело противоположный эффект.

«Золото, конечно же, заставило испанцев больше беспокоиться, чем когда-либо. Золото было тем, чего они искали», — пишет Смит в своей книге «Ацтеки».

Кортес подтолкнул Теночтитлан к падению, где Мотекухома II снова приветствовал конкистадора. Кортес затем взял в плен правителя и пытался управлять городом от его имени. Это соглашение быстро испортилось с диссидентскими группами, назвавшими Куитлуака, брата вождя, для того, чтобы взять на себя ответственность за скорейшее убийство Мотекухомы.

Кортес покинул город 30 июня 1520 года, но в течение нескольких месяцев начал возвращаться с большой армией, чтобы победить его. Смит отмечает, что эта сила состояла из 700 испанцев и 70 000 местных войск, которые объединились с испанцами.

Падение Теночтитлана
Падение Теночтитлана

Эта армия осадила Теночтитлан, уничтожив акведук и пытаясь отрезать продовольствие сотням тысяч людей в городе. Хуже всего то, что жители города недавно были уничтожены чумой оспы, от которой у них не было иммунитета.

Болезнь была такой ужасной, что никто не мог ходить или двигаться. Больные были настолько беспомощны, что могли лежать только на кроватях, как трупы ..

Огромные размеры силы Кортеса, их огневая мощь и ярость, поражающая Теночтитлан, сделали победу испанцами неизбежной. Город пал в августе 1521 года. Смит отмечает, что солдаты Тлакскалланов, находившиеся в Силе Кортеса, продолжали убивать многих оставшихся жителей Теночтитлана.

Древний город пал, и на его руинах будет построен новый испанский колониальный город.

Падение Теночтитлана
Каналы Xochimilco, где туристы могут арендовать яркие лодки для вечеринок и экскурсий, построены на руинах Теночтитлан.

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Напишите имя здесь